Braid - Пески времени
Обзоры PSN-игр | 25 августа 2011
После обзора Limbo стало как-то не по себе, что упомянув в нём Braid, мы о данной игре собственно ничего толком не сказали. Поэтому почесав за ухом, взглянув на непомерно большую цепь, соединяющую ногу автора данной статьи и стену, и в кои-то веки порадовавшись наличию кучи свободного времени, было решено написать слегка запоздалую рецензию. Итак, к делу...
Как было бы здорово, если мы могли отматывать время назад и исправлять ошибки, сделанный случайно или по-глупости. Ну или задав вопрос: "А что если бы я в своё время сделал так, а не иначе?" - тут же узнать, что же бы изменилось в настоящем. А ещё лучше уметь растягивать минуты в часы или даже дни. Но принесёт ли это счастье - большой вопрос. К примеру, наш герой - Тим - способен делать со временем такое, что не каждому и снилось, а в жизни ему не очень-то и везёт. Его возлюбленную с милым и слегка наивным именем Принцесса (видать родители у неё попались с юморком) похитил некий Монстр и уволок непонятно куда и... когда. А значит Тиму придётся отправится на её поиски, вооружившись ворохом неприятных воспоминаний и различными трюками, которым позавидовал бы любой турецкий Принц. Вот только нити времени не намерены терпеть такого издевательства над собой, а значит и самого Тима может настичь неприятный сюрприз.
К Braid'у как к никакому другому проекту подходит определение - игра от искусства. Ведь она для ценителей этого самого искусства: для людей, способных видеть за гранью привычного. Скажем честно, сегодня не многие согласятся читать даже крупицы текста на неродном языке, уж тем более всматриваться в их смысл, а сюжет Braid подаётся в большинстве своём именно так. Но не недооценивайте проект: игра не просто просит вас пробежаться взглядом по не всегда понятным словам, а всячески кричит: "Подумайте хоть немного! Попытайтесь увидеть скрытое, додумать недосказанное..." Правда эти призывы услышат лишь единицы, и разве что замечательнейший финал сподвигнет других перепройти игру в поисках ответов на возникшие вопросы. Но и тут многих ждёт сюрприз. Только подумав, что тайн в игре больше нет, тут же будут появляться всё новые и новые зацепки, вызывающие уже свои, более глубокие мысли. Сюжет игры, не побоюсь этих слов, идеален в каждой своей детали, может быть недооценённый в начале, но как цветок распускающийся после тщательной поливки, коей будет полёт мысли игрока. И в этом вся игра: Braid с лёгкостью раздаёт "конфетки" и "леденцы" за правильные мысли и пылкое любопытство игрока.
Прекрасна игра и геймплеем, но и тут она обманчиво проста: вроде бы, обычный платформер, тут и там напоминающий и намекающий на Super Mario Bros. изредка пестрящий трюками со временем а-ля Prince of Persia. Да и всё же какие-никакие, а противники в игре есть, и своего рода боссы тоже присутствуют, но поверьте, не они будут вашей ОСНОВНОЙ головной болью. Как только в игре появятся предметы, над которыми не властно время, а отмотка назад не будет приносить необходимого эффекта, тут же придётся усердно шевелить мозгами. И данный процесс не получится остановить вплоть до финальной сцены. Пазлы в игре порой крайне сложны и занимательны, требующие подумать не только в области пространства, но и времени. Да и порой весело наблюдать, когда схожие задачи решаются разными способами. А иногда и вовсе появляются абсолютно очаровательные идеи, которые раньше и представить было нельзя. Чего стоят уровни, где у глав героя появляется двойник, выполняющий все действия Тима до отмотки, или где время исчисляется не минутами, а расстоянием между героем и левым краем карты. Да и про элементы платформера не стоит забывать: зачастую успех той или иной задумки зависит всецело от вашей реакции и мастерского управления джойстиком. Конечно, в отдельных случаях разработчики слегка перегибают палку, заставляя по несколько раз переигрывать уровень в погоне за заветной целю, а зачастую игроку приходится и терпеливо ждать... и дово-о-о-ольно до-о-олго. Но на что не пойдёшь, ради исправления глобальной несправедливости? Хотя может и это только кажется...
Да и визуальное исполнение намекает, что перед нами предмет искусства, которым следует и стоит любоваться. Braid будто картина, вот только неизвестного жанра. Одни увидят черты импрессионизма, другие - символизма или синтетизма, а третьи заметят детали чего-то ещё. А сама игра стремится пронзить единой нитью все направления, формируя свой стиль: мимолётный и вечный, понятный и неизвестный, простой, но от этого не менее красивый и непревзойдённый. Во время игры вас не будет оставлять чувство, что вы находитесь в другом мире: будь то сон или сказка. Да и любовь разработчиков к своему детищу нельзя не заметить: каждый предмет нарисован с особым старанием и преданием ему уникальных черт. И слава богу, в отличии от ПК-версии, на PS3 не наблюдается никаких падений fps и тормозов, так что насладитесь красотой этого мира в полной мере.
Ну и отдельной строчки явно заслуживает саундтрек игры. Он без лишних слов бесподобен. От задорных и весёлых мелодий флейты мелодия уходит к более вязким джазовым и скрипичным тонам да так плавно, что вы не сразу и заметите сколь сильно меняется настрой игры. Не знаю, где ещё саундтрек сам по себе рассказывает свою историю, к которой не грех прислушаться и игроку. Музыка будто живая, предостерегает нас, направляет, изменяется вместе с нами, вот только чему быть, того не миновать, и даже мелодии это известно... Жаль, что другие звуки не столь безупречны как музыка, и поэтому кажутся слегка неуместными.
Так что же такое Braid? Это загадка. Пазл. Многогранный хрустальный шар. И как вы её разгадаете, как вы её соберёте, с какой стороны вы на неё посмотрите, такой игра и предстанет перед вами. Поэтому сделайте всё на совесть, чтобы не упустить одну из самых лучших indie-игр последних лет. Конечно, если вы готовы закрыть глаза на запоздалый релиз и нахальную цену.
Автор: Onty