Chernobylite - Будь как дома

Обзоры PS4-PS5-Игр | 28 сентября 2021

ChernobyLite  – интригующий проект, изначально стартовавший в раннем доступе на ПК ещё в 2019-ом году, но окончательно вышедший только в июле 2021-го. И вот спустя ровно 2 месяца, наконец-то, добравшийся до Playstation 4 и Xbox.

Так уж повелось на территории бывшего СССР, что тема Чернобыльской Зоны Отчуждения в любом её проявлении однозначно вызывает повышенный интерес буквально у всех. За последние 10 лет свет увидели несколько тв-сериалов и фильмов различного толка и жанра – от, якобы, реалистичных и следующих хроникам аварии на Чернобыльской АЭС (Чернобыль от HBO и Чернобыль от Данилы Козловского), до просто-таки фантастических идей с путешествиями во времени (Чернобыль: Зона Отчуждения). В игровой же индустрии громким успехом отметилась украинская серия "S.T.A.L.K.E.R.", использовавшая по большей части идеи из книг “Пикник на Обочине” Братьев Стругацких и кинофильма "Сталкер" Андрея Тарковского.

Вот и польские разработчики из The Farm 51, словно закрывая свой гештальт после Chernobyl VR Project и наработанным для неё материалам, представили на суд игрокам свою более игровую версию Зоны Отчуждения. При чём релиз выбран очень удачно – где-то там в 2022-ом маячит S.T.A.L.K.E.R. 2, а пока у нас есть время окунуться в что-то похожее и знакомое, но в то же время совершенно самобытное.

Если вы смотрели хотя бы парочку вышеназванных кинопроектов, то многое в этой игре покажется вам очень знакомым. Оно и понятно, что каждое произведение аккумулирует в себе уйму реальных фактов, историй и просто домыслов. Теперь уже и не поймёшь откуда что пошло. От чего, казалось бы, самостоятельное произведение ощущается как набор лучших моментов их каждого фильма и сериала вперемешку с реальными фактами и событиями. Однако The Farm 51 сделали ставку в своей игре на интересную находку, имя которой и носит игра – Чернобылит – кристаллический радиоактивный минерал, который начал появляться и разрастаться везде по Зоне после взрыва на ЧАЭС. В реальности же он был найдет только в 4-ом энергоблоке в активной зоне ядерного реактора, судя по всему, образовавшись в следствии его расплавления. В игре же с этим зелёным кристаллом всё не так просто.

Играем мы за учёного-физика Игоря Химинюка, бывшего работника ЧАЭС, живущего в Англии, но внезапно получившего весточку прямиком из Зоны от его возлюбленной Татьяны Амалиевой, вроде как погибшей, 30 лет назад, собственно, во время катастрофы на электростанции. Ну и как говорится – с места в карьер… с поезда прямиком в разлом во времени и пространстве или… сингулярность или типа того… Разберёмся по ходу игры! Всему виной, конечно же, странный кристаллит Чернобылит. С помощью специального пистолета, куда заряжаются его обработанные кусочки, наш профессор может открывать червоточины, через которые можно попасть в различные районы вокруг саркофага ЧАЭС, а точнее близлежащие районы Припяти, Копачи, Рыжий лес и Радар “Дуга”. Однако на саму станцию телепортироваться будет подобно смерти т.к. после первой неудачной экспедиции туда, Игорю и небольшой команде пришлось не сладко – на пути встал таинственный Чёрный Сталкер, которой недвусмысленно намекнул ребятам, что их тут не ждут, а если попытаются ещё раз, то растопчут в порошок. Тут и начинается наше приключение на добрых 25-35 часов, в течение которых мы будем помогать Игорю сколотить разношёрстную по умениям команду напарников, чтобы устроить финальный рейд на электростанцию и узнать-таки правду про свою возлюбленную и что вообще тут происходит т.к. в Зоне полно каких-то наёмников да и в целом не всё так, как кажется.

Сюжет интригует с самого начала и постоянно подогревает интерес к себе различными элементами вроде флэшбеков, хоррор моментов на локациях, дополнительных квестов напарников. Свою лепту вносят и постоянные выборы в заданиях – какие-то влияют на глобальный сюжет, а какие-то есть просто для усиления связи игрока с героем. Вот реально – все выборы в той или иной мере очень логичные и зачастую очень сложные. Более того почти всегда от того или иного решения будет меняться и отношение напарников к вам, и если вы разругаетесь, то к финалу у вас будет меньше шансов успешно провести рейд. Но на этот случай у игры есть ещё одна придумка с Чернобылитом – умереть в игре нельзя… ну или точнее смерть - это элемент игры тоже. Если вас пристрелят наёмники, то вы попадёте в тюрьму – отдельную локацию, из которой нужно будет выбраться, найдя своё снаряжение. Если же вы просто умрёте от какой-то напасти или обитателя Зоны, то вы попадете в особую червоточину, где можно менять все принятые вами решения за определенное количество обработанного Чернобылита. Вот тут-то в голове сразу возникает и немецкий тв-сериал Dark, и Интерстеллар Нолана, а под финал даже и некоторые идеи Довода проскакивают, благо концов тут на выбор несколько. Не то, чтобы это прям нужная фишка т.к. обычно вы принимаете решение, следуя своим моральным принципам, но порой, бывает, нужно поступить иначе, чтобы не испортить отношения с напарниками и вот тут это может помочь. Ну или после финала игры можно просто развлечься и посмотреть, что было бы если…

Ах, да – игра у нас поделена на дни и за один заход можно выполнить только одно задание – сюжетное или дополнительное. Первые - это задания основной линии или напарников, а вторые – это задания-вылазки за провиантом и ресурсами. Вы же понимаете, что напарникам нужно кушать, а из подручных материалов вроде травок, различного хлама и, на удивление!, грибов! можно создавать различные вещи, лекарства, улучшения для оружия и даже оборудование для вашей базы! Вообще крафта тут много, очень, но он не напрягает, как в каком-нибудь Fallout 4. Собрал компоненты на вылазке, найдя их специальным детектором и по совместительству счётчиком Гейгера – скрафтил, что тебе нужно по убежищу, снаряжению, еде и был таков.

Каждый вид оружия от револьвера до рейлгана можно проапгрейдить на верстаках, которые тоже до этого нужно скрафтить или же можно найти на миссиях за запертыми дверями – отмычки тут тоже есть и они крафтятся. Не много раз мы упомянули Крафт? =) Вообще же за 37 часов игрового времени я сделал всего одну-две вылазки не по сюжету и выяснилось, что как бы особого смысла в этом нет, если только вы не хотите всё быстренько обустроить и прокачать. Ограничений-то по дням нет. На самом деле вполне достаточно будет и сюжетных заданий для этого. Хотя всё зависит от выбранной сложности, а она тут довольно гибко настраивается при старте игры.

Стрельба выполнена на неплохом уровне – вступать в перестрелки тут весело, а хэдшоты отвешивать даже в удовольствие, но и по стелсу без проблем можно пройти практически везде, хотя он, как обычно, весьма условный. Благодаря же двум показателям Здоровье и Психика, приходится усиленно следить за разными видами лекарств во время перестрелок. Очаги радиации так же в Зоне много где встречают и зачастую приходится в полевых условиях опрокинуть одну-другую бутылочку Водочки, которая тут носит сугубо положительный эффект избавления от радиации. Магия, не иначе!

Не забыли и про прокачку героя – за выполнение заданий и путешествия по появляющимся на карте вопросикам вам будут начислять экспу, которая со временем преобразуется в очки опыта, которые можно будет потратить на получение уникальных навыков у напарников. Тут и улучшенная стрельба из каждого вида оружия, и увеличенный инвентарь, и повышенное здоровье, и более быстрое или скрытным передвижение и т.д. До самого финала будет в чём потренироваться, тем более, что практически каждый навык это тоже своего рода мини-испытание.

Помимо этого, с напарниками можно ещё и общаться, и, зачастую, каждый день им есть что сказать о текущей обстановке или поведать о себе историю из прошлого, ну или просто пошутить. С каждым героем вы прямо сближаетесь и проникаетесь ведь помимо такого общения они ещё и во время заданий будут что-то советовать или пререкаться между собой. Это прилично оживляет довольно безжизненные локации игры.

Нет, не подумайте, что безжизненность представленных регионов - это минус. У нас тут всё-таки Зона и ожидать в ней оживленной жизнедеятельность точно не стоит, но отряды наёмников или блуждающих Теней – так называют тут чернобылитовых монстров – не дают заскучать. А ещё тут есть бродяги и торгаши, у которых всегда можно выменять что-нибудь полезное. Не обойдется и без случайных встреч, где придётся скорее всего решить чью-либо судьбу…

Интересно поступили и с всякими записками – тут они не просто для наполнения мира и экспозиции, а служат неким детективным элементом. Собирая различные улики по локациям, потом мы можем восстановить в виртуальной реальности при помощи специального изобретения нашего профессора на базе эдакую эхо-картину некоторых событий с ключевыми героями истории. Вроде ничего особенного, но такая осмысленность сбора записок радует и она интересно вплетена в мир игры. Тут бы и Гордон Фримен обзавидовался.

Ну и не даст заскучать вам Чёрный Сталкер, который будто тот самый Немезис из Обители Зла будет появляется на локации, когда вы чересчур увлеклись собирательством. Обычно о его прибытии можно понять по усиливающимся молниям, бьющим в землю. Для оттягивания момента появления незваного гостя в игре предусмотрен и полевой крафт специальных сооружений… и они тоже требуют для создания Грибы. Нет, серьёзно… грибы тут самый важный элемент – они практически в каждой важной вещи. Удивительно, право!

Как вы уже поняли с геймплеем тут выходит всё более-менее неплохо – игра затягивает своим нетривиальным рутинным процессом, как любая RPG хотя это не совсем она в привычном понимании. Поначалу ты боишься каждого шороха, чему способствуют специально задуманные пугалки, но чем дальше, тем больше ты узнаёшь, как тут всё устроено и уже ощущаешь себя, как дома. Каждая локация продумана до мелочей и одновременно радует и пугает свой реалистичностью. Разработчики не раз были в Зоне, и масса фотографий оттуда была прямиком использована и в игре. И это реально заметно. Тем более, что каждый раз местность чем-то да отличается, будь-то время суток, погода или магнитные бури. Каждая локация буквально живёт и передаёт свою атмосферу через экран. Этому способствует и неплохая графика на Unreal Engine – не передовая, конечно, но всё в ней давит на стиль и атмосферу. Да, встречаются мутноватые текстуры деревьев или земли, но в целом картинка приятная – душевная.

Не отстаёт и музыка – не раздражающие приятные гитарные мотивы в духе Густаво Сантаолальи пришлись тут как нельзя к месту. Почему-то именно с играми The Last of Us тут возникает в голове параллель, а не с серий Сталкер. За 37 часов ни одна мелодия не надоела, а это что-то да значит. Отдельного упоминания достойна мелодия Татьяны на скрипке, которая через всю игру будет преследовать Игоря.

Радует и то, что игра переведена на русский язык и даже полностью озвучена. Буквально так же, с приличным переигрыванием и эмоциями через край, как и когда-то и в Стелкере. Кажется, что даже актеры подобраны те же и это даже специально было так сделано. Это однозначно способствует погружению в игровой процесс. Нет, конечно же, не всё так радужно – зачастую именно из-за актёрского переигрывания не всегда можно воспринимать повествование всерьёз, но со временем как-то свыкаешься и приходит осознание, что в целом-то неплохо получилось, хотя и кринжово местами, особенно, когда один персонаж говорит разными голосами или же не попадает по логике в интонацию.

Но это типичные технические косяки… которых… которых тут хватает. Они  по большей части не фатальные – вроде застревания в текстурах или не сработавшего триггера – обычно всё решается загрузкой сохранения, а игра тут сохраняется автоматически очень часто. Но на одном глюке мне хотелось бы остановится особенно. То, что игра вылетает периодически на загрузках между днями даже не беру в расчёт, но как бы такое всё же есть. Да и сами экраны загрузки при всей своей красоте червоточин и флешбеков с видами локаций уж больно рваные и постоянно создаётся впечатление, что сейчас игра подвиснет – сделали бы это плавно и было гораздо лучше!

Печально то, что есть глобальная проблема с сохранениями, из-за которой нам пришлось переигрывать 12 часов реального времени или 9 игровых дней… Разработчики в курсе данной проблемы и обещают её исправить. А всё из-за того, что на 10-ом дне, аккурат, когда Игоря знакомят с возможностью менять свои решения после смерти, при сохранении нового решения игра намертво зависает и закрывается. После этого 3 последних сохранения оказываются испорченными, и начинают игру сначала. И только 4-ое позволяет загрузится в начале дня, чтобы быстро пробежать обучение, ничего не меняя на этот раз, и продвинуться дальше. Однако на этом проблемы не заканчиваются т.к. битое сохранение остаётся и периодически выскакивает ошибка при авто и ручном сохранениях, но игра работает дальше… и вот так на 20-ом дне при очередном автосохранении и всплывании ошибки мы решаем выйти в меню игры и тут же теряем все точки сохранения. Фиаско! Пришлось загружать сохранение из облака PS Plus, которое мы использовали для переноса между консолями, и переигрывать огромный кусок игры. Зато таким образом удалось увидеть, что некоторые квесты напарников могут выдаваться в ином порядке, в зависимости от того выполняли вы побочные миссии или нет и сколько сейчас у вас активных главных квестов на карте раздачи вылазок.

Чуть не забыл сказать про эту необычную фишку – каждый день вы выбираете задание себе и напарникам – по одному в район. На сюжетное задание напарника так же можно отправить, если, например, у вас два задания на карте… тогда напарник просто зачистит локацию и вам будет на следующий день полегче.

Кстати, чуть позже мы уже поняли, что не стоило после ошибки сохранения выходить из игры. Нужно было просто дождаться следующего автосохранения, но ошибка всё равно повторяется каждое 10-ое сохранение в, видимо, поврежденный слот 10-го дня. Так мы и нарекли этот глюк – “Ошибкой 10-го дня”. Аминь! Можете пока пользоваться нашим опытом, чтобы избежать данной проблемы.

Нужно ещё отметить, что проходилась игра то на PS5 по обратной совместимости, то на PS4 Pro, и на новой консоли игра работает ощутимо шустрее – даже частота кадров стабильнее. Загружается игра на PS5 чуточку быстрее, да и инвентарь открывать без заметного лага, в отличии от PS4. Глюки с сохранениями и загрузками присутствовали на обеих консолях. Но в целом какого-либо существенного дискомфорта от игры на PS4 мы не испытали. Разработчики так же обещают в скором времени выпустить и нативную PS5-версию игры с бесплатным апгрейдом PS4-версии. Так же в будущем обещается несколько платных и бесплатных DLC с новыми заданиями, оружием, монстрами и даже игровыми режимами. Ну и по традиции патч первого дня для PS4 уже кое-чего подлатал!

В итоге послевкусие от Чернобылита у нас весьма положительное т.к. во многих аспектах это уникальная и интересная игра. Сюжет интригует до самого финала – уже только этого было бы достаточно. Но тут ещё предостаточно и интересных фишек, которые выделяют эту игру на фоне остальных. Приличных же минусов, из-за которых можно было бы пройти мимо этой игры, мы даже бы и не назвали. Ну кроме озвученных технических проблем, которые, надеемся, со временем вылечат, но кого сегодня этим удивить? Всего тут в меру и каждый найдёт себе какой-то процесс по душе.

Да, и, кстати, платина в игре очень простая и при желании берётся за одно прохождение, если будете выполнять все квесты и собирать записки. Хотя некоторые задания можно пропустить из-за ваших выборов… так что внимательнее.

Игра представляет из себя микс неплохих геймплейных идей из проектов разных жанров последних лет и может прийтись по вкус довольно широкому кругу игроков, но особенно мы бы рекомендовали её, конечно, тем, кто неровно дышит к Зоне Отчуждения и всему, что с ней связано. Отдают её за 30$ в PS Store т.е. цена, как у инди-проекта, каковым по сути она и является.

Ну а чтобы проникнуться настроением игры прямо сейчас... можете глянуть клип Pink Floyd – Marooned, и, если вам захочется побегать так же по Зоне, то вперёд – Татьяна ждёт!

Автор: Андрей Zwer Свирида

:, , , , ,


Обсудить через ВКонтакте

  • ВКонтакте

Обсудить через DISQUS

Поиск по Ps4Zone



Наши друзья

Найти конкретную игру?

Используйте форму ниже, чтобы начать поиск по базе игр:

Не нашли нужную игру? Напишите нам на почту, возможно мы поможем найти Вам необходимую информацию по игре!